Тема: «Что такое экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении»
Форма проведения: деловая игра
Цель педсовета:
- Активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;
- Активизировать формы организации и проведения педагогических советов в ДОУ;
- Проанализировать состояние экологического воспитания детей дошкольного возраста и наметить пути совершенствования в данном направлении;
- Совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Организация и проведение педсовета – деловой игры
- Вступительное слово заведующей ДОУ Бейдик О.С.
«Актуальность темы педсовета и, что такое деловая игра»
- Разминка - вопросы по экологии.
- Решение педагогических ситуаций. Выступление педагогов старшей группы с докладом.
- Экспресс – вопросы.
Творческие задания воспитателям
- «Как вы понимаете термин «экология»? Каково значение этого слова?
(Само слово «экология» образовано от греческого – «экос» - дом, «логос» - наука, т.е. экология в широком смысле этого слова – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой»
- «Как, по вашему мнению, можно сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?»
Сформулируйте свою цель из приведенных вариантов:
- Цель экологического воспитания дошкольников – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.
- Цель экологического воспитания дошкольников – формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
- Цель экологического воспитания дошкольников – изучение детей объектов живой и неживой природы, то что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
- Цель экологического воспитания дошкольника – познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
- «Как вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения детьми экологических знаний?
Попробуйте дать краткую характеристику предложенной вам программы «Планета – наш дом»
- Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по физкультуре, музыке, познавательного цикла.
Попробуйте расставить по значимости принципы создания экологической комнаты в ДОУ (на первое место поставьте самое актуальное, на ваш взгляд, положение):
- Наличие как можно большего числа видов растений и животных.
- Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины).
- Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода.
- Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых).
- Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.
- Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.
Организация и проведение педсовета – деловой игры
Во вступительном слове руководитель ДОУ Бейдик О.С. кратко говорит об актуальности темы педсовета и объясняет что такое деловая игра.
В состав экспертной комиссии входят заведующий, методист и муз. руководитель. Они оценивают ответы и выполненные задания.
Педагогический совет проходит в два этапа:
- Практично-моделирующий;
- Практично-игровой.
Практично моделирующий этап. На данном этапе слово по очереди предлагается каждой паре педагогов. За их выступлением внимательно следит экспертная группа и оценивает выступление коллег. Если педагогами будут предложены письменные варианты ответов на порученные задания, то экспертная группа принимает для дальнейшего обсуждения или составления программы мер по совершенствованию экологического воспитания детей.
Практично-игровой этап педсовета
1-я часть. Разминка. Вопросы задаются каждой паре по очереди:
- Что такое термин «экология»?
- Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране (районе)?
- В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему, на ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?
- Каково влияние экологии на здоровье детей?
- В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину как воспитатель?
- Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
- В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?
- Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в нашем ДОУ?
- Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевших природу в своих произведениях.
- Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.
- Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.
- Вспомните и прочитайте наизусть стихи о природе.
(каждый из пары воспитателей)
Подведение итогов разминки.
2-я часть. Решение педагогических ситуаций. Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть от нескольких пар на каждую ситуацию, но с позиции именно этих людей. Эксперты оценивают более рациональное решение.
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины. Хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?
3-я часть. Экспресс – вопросы. Вопросы быстро задаются по очереди каждой паре, ответы должны быть также моментальными и краткими:
- Зачем белке длинный и пушистый хвост?
- Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
- Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?
- Почему в зимний день на окнах появляются узоры?
- Отчего кошка часто умывается, а собака нет – нет?
- Почему листья зеленые, а осенью желтые и багряные?
- Как летом без барометра можно узнать о приближении ненастья?
- Почему опадают листья?
- Дым столбом какую погоду предвещает?
- Лягушки расквакались к чему?
Подведение итогов игры. Все участники были очень активны, показали хорошие знания, проявили творческую активность, сумели доказать друг другу, что актуальность данной темы не становится менее важной. Важность экологического образования и воспитания входит в первую тройку задач, которые ставит перед собой ДОУ. Форма педсовета так же выбрана не случайно, ведущий вид деятельности дошкольников – игра (особенно «заостряет» внимание на этом ФГОС). Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними, уметь играть, при помощи игры добывать знания и соответственно научить этому детей.
Решение педсовета:
- Создать в ДОУ кабинет экологии;
- Воспитателям 3 возрастных групп разработать проект кабинета экологии (насыщение, зоны т.д.);
- Привлечь к созданию кабинета родителей воспитанников;
|